Следить за новостями:

RSS

14 сентября 2017

"Серая" зарплата. Что должен знать работодатель и работник?


-

 

В настоящее время в условиях сложной экономической ситуации решение проблем неформальной занятости населения являются одними из важнейших задач в сфере социально-трудовых отношений.

"Серой" называют зарплату, с которой налоги уплачиваются лишь частично. Она состоит из "белой" части, с которой идут налоговые отчисления, при начислении которой производятся все необходимые удержания (в том числе подоходный налог, отчисления во внебюджетные фонды (ПФР и ФСС), при этом учитываются полученные сотрудником премии, дотации. Из заработной платы каждого работника производятся начисления социальных взносов, которые идут на формирование пенсий, гарантированное медицинское обслуживание, и также на те виды социальных выплат, которые осуществляются Фондом социального страхования. Оплата больничных, страхование от несчастных случаев на производстве, пособия по беременности и родам, другие социальные выплаты формируются, исходя из официально показанных работодателем зарплат.

 Граждане, соглашающиеся на работу без оформления или получающие заработную плату "в конверте", рискуют:

- не получить заработную плату в случае любого конфликта с руководством;

- не получить отпускные;

- частично (либо полностью) лишиться пенсионных накоплений и всех страховых выплат – по больничным листам, пособиям по беременности и родам, по уходу за ребенком;

- не получить при увольнении полагаемые социальные выплаты;

- остаться без возможности подтверждения официального дохода для получения кредитов и т.д.

 "Черная" зарплата — это часть зарплаты, которая скрывается от налоговых органов. Кто несет ответственность за укрывательство доходов: работник или работодатель? И чем им грозит нарушение налогового законодательства?

Скажем сразу, если при трудоустройстве вы соглашаетесь на "серую" зарплату, то разделяете ответственность за нарушение закона с работодателем.

Ответственность работодателя.

 Для работодателей, использующих труд работников без должного оформления с ними трудовых отношений, данная практика может привести к следующим последствиям:

1. Выездные внеплановые проверки соблюдения работодателями трудового законодательства со стороны контрольно-надзорных и правоохранительных органов.

2. Административная ответственность за рассматриваемые нарушения — начисление пеней и штрафов за умышленную неуплату налогов при применении "серых" схем оплаты труда. Работодатель, если его поймают на сокрытии доходов и уклонении от уплаты налогов, будет наказан. Наказание зависит от сроков и сумм: от пятизначного штрафа до лишения свободы на срок до двух лет. За сокрытие крупных (более 600 000 рублей за три года) и особо крупных размеров (более 3 000 000 рублей за три года) при выплате зарплаты грозит наказание вплоть до лишения свободы на три года.

3. Данная категория работодателей становится объектом пристального внимания и приглашается на заседания комиссий, целью работы которых является выявление выплат "теневой" заработной платы, начислений заработной платы ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда, а также несвоевременных перечислений НДФЛ и отчислений во внебюджетные фонды. Финансовая деятельность данных организаций ставится на особый контроль правоохранительными и контролирующими органами.

Ответственность работника.

При обнаружении уклонения от уплаты налогов отвечать придется не только работодателю, но и работнику, принявшему деньги в конверте. Работодатель скрывает "черную кассу" (т.е. средства, которые неизвестно откуда взялись и с которых он не платит налогов и прочих отчислений и взносов), а работник, получая "черные" деньги, фактически напрямую уклоняется от уплаты налогов. Если сумма невелика, налоговая взыщет долг, т.е. недоимки по налогу с доходов физических лиц.

Фонд социального страхования уделяет особое внимание решению этой серьезной проблемы.

Специалистами Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования было выявлено 18 807 страхователей, среднемесячная заработная плата у которых ниже МРОТ (МРОТ в 2017году — 7500 рублей), кроме того 17 084 страхователей, у которых зарплата ниже прожиточного минимума, который составил в 1 полугодие 2017 года — 10 865 рубля. На основе поступивших расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам у ряда работодателей установлены нарушения. В рамках межведомственного взаимодействия в 1 полугодие 2017года специалистами Свердловского регионального отделения было принято участие в 139 межведомственных комиссиях, на которые было приглашено 555 организаций.

Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования в соответствии с п. 2 Протокола Межведомственного совещания в Государственной инспекции труда в Свердловской области от 09.08.2013 г. ежеквартально информирует инспекцию труда о выявленных нарушениях.

В течение 2017 года отделением Фонда в ходе выездных проверок выявлены факты неправомерного заключения работодателями договоров гражданско-правового характера с работниками, фактически выполняющими трудовые функции, по 59 организациям (выявлено 2028 договоров), в связи с чем отделением Фонда доначислено страховых взносов по двум видам страхования в размере более двух миллионов рублей.

Экономические и социальные последствия неформальной занятости населения отрицательно сказываются на состоянии экономики государства и наносят значительный урон бюджетам всех уровней.

 

Назад к спискуНазад к списку


Выборы Президента Российской Федерации
Выборы Президента Российской Федерации
Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)
Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)
Министерство социальной защиты населения Свердловской области
Официальный сайт
День пенсионера в Свердловской области и Красноуральске
День пенсионера в Свердловской области и Красноуральске
Правительство Свердловской области
Официальный сайт
ОАО "МРСК Урала".
ОАО "МРСК Урала".
Портал Государственных услуг Свердловской области
На этом портале Вы сможете найти информацию об интересующих Вас государственных услугах и узнать, как их получить.
Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов
Действует в соответствии с требованиями статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции« и Федерального закона от 25.12.2008 № 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии»
Нормативные правовые акты Российской Федерации
Регистр НПА
Штрафы ГИБДД
Сведения о неоплаченных штрафах по административным правонарушениям в области дорожного движения
Банк данных исполнительных производств
Сведения о наличии исполнительных производств (неоплаченных штрафов)
Cвое жилье
федеральная целевая программа жилище на 2011-2015 годы
МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Защита прав потребителей
Защита прав потребителей
Формируем Инвестиционную стратегию Свердловской области — 2030
Формируем Инвестиционную стратегию Свердловской области — 2030
Свердловский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД
Свердловский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД
Работа в России
Работа в России
РФ Спорт-инфо
Академия Российского телевидения
Соцопросы
Социальные опросы по оценке деятельности руководителей органов местного самоуправления, муниципальных унитарных предприятий и учреждений
Официальная страница с результатами независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы
Официальная страница с результатами независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы
Бесплатная юридическая помощь
-
Общедоступный портал
Информация о пунктах оказания бесплатной юридической помощи юридическими клиниками
Онлайн-каталог
Онлайн-каталог
Меры поддержки сельхозкооперации
Меры поддержки сельхозкооперации
Корпорация МСП
Корпорация МСП
 
 
Закрыть слой Закрыть

Полная карта органов власти Свердловской области