Следить за новостями:
14 апреля 2015
Только небольшой эпизод из воспоминаний о Великой Отечественной Войне.

Только небольшой эпизод из воспоминаний о Великой Отечественной Войне.
В связи с празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 13 апреля 2015 года руководством 163 пожарной части совместо с депутатом городской думы Севастьяновым П.П. проведено вручение на дому юбилейной медали "70 лет Победы в ВОВ" ветерану пожарной охраны труженику тыла Титову Александру Андреевичу на дому.
Только небольшой эпизод из воспоминаний
о Великой Отечественной Войне.
Более 25 лет в пожарной охране города Красноуральска прослужил Титов Александр Андреевич-сегодня ветеран пожарной охраны, труженик тыла в годы Великой Отечественной войны.
В предверии 70-летия победы в Великой Отечественной Войне публикуем его воспоминания о войне:
"Родился 28 марта 1932 года в хуторе Дубрава Пушкарского сельского совета Кореневского района Курской области-это граница с Украиной. До Киева от станции Коренево 150-180 киллометров.
Война в эти места пришла очень быстро. Рано утром 1941 года 22 июня на территорию нашего района падали и взрывались бомбы: на полях, на болоте, на огородах рвались снаряды. На нашем хуторе тогда было 40 дворов. Началась мобилизация всех военнообязанных, все ушли воевать. Остались на хуторе женщины, старики и дети. Семьи тогда были многодетные, в школе учились в две смены. Вскоре немцы заняли наш район. Наш хутор стоял рядом с шоссейной дорогой Коренево-рыльск. Немцы на мотоциклах в дневное время заезжали на хутор наловить гусей, кур, настрелять молодых барашков. В ночное время немцы у нас не появлялись, боялись партизан, так как сразу за огородами ольховый лес, болото и большой лес из дубовых деревьев и кленов. Когда они заезжали на хутор, давали пулеметную очередь в сторону леса и кричали слово "партизан".
Когда немецкая армия потерпела поражение под Москвой и немцы стали отступать, начали взрывать станции, сжигать деревни и хутора. В конце марта 1942 года или 1943 года (точно не помню) стояло зарево над станицей Коренево (7 километров от нашего хутора), все жители организованно пошли в лес через болото, уводя с собой коров, взяв кое-что из еды. Над головами со свистом летели снаряды. Вскоре огромным заревом огня горел наш хутор. Поджигали каждый дом, надворные постройки, стога сена и соломы в огородах. Скот бегал по хутору, его немцы растреливали из автоматов. Утром кто-то сообщил, что в наш хутор восшли советские солдаты. Со страхом возвращались из леса, все дымилось, догорало.Не осталось ни одной постройки, только кирпичные печи и трубы напоминали, что здесь жили люди. Взяв кое-какие вещи и продукты из сохранившихся ям и погребов, люди покидали хутор.
Все лето до октября месяца находились в эвакуации, жили во дворах по 10-15 семей. Немец занял оборону напрямую от нашего хутора (2-2,5 километра на гористой местности), где течет река Сейм. За рекой были деревни Ишутино, Артюшково-это уже Рыльский район. Когда немцы отступали, то в этих деревнях уничтожали жителей. Трупами и живыми людьми заполняли колодцы.
В конце октября мы возвратились в свой хутор. Поселились кто-где, заняли все блиндажи и землянки, где стояли наши солдаты. Мы с матерью и братом жили в рогребе, где хранилась картошка, установили солдатскую железную печь. Начали добывать корм для коров на зиму. На болоте росла высокая, уже ржавая сухая осока. Рвали руками, у кого был серп, того считали счастливчиком. Все сады, огороды, леса были изрыты окопами, траншеями. До сих пор удивляюсь, как наши солдаты управлялись с корнями деревьев, особенно в дубовом лесу.
Питались в основном тем, что давала корова, ходили за реку, где стояли намцы, там на огородах была посажена картошка.
Пришла весна. Начали строить жилища, чтобы вылезти из-под земли. Мне тогда было 12 лет, брату-15. Началось восстановление колхозов. На станцию Коренево поступали семена для посева. Пригнали лошадей, волов, коров, коз, кое-какой транспорт. В нашем колхозе "Новая жизнь" было 80 гектаров земли. Землю обрабатывали, пахали на волах, копали лопатами. В 1944-1945 годах поля полностью восстановили. Выращивали много овощей, арбузов, возили продавать на стацию. Вместе с женщшинами я любил ухаживать за сахарной свеклой. Урожаи были хорошие. Дали в колхозе машину "полуторку", возить на станцию свеклу -это было счастье. Зимой на санках возили навоз на колхозное поле, корм для скота. Зерновые убирали косилками, косами вручную. Женщины вязали снопы, складывали их, а дети на лошадях свозили в одно место, где умелые колхозники делали скирды. Осенью, когда придет наша очередь, давали нам молотилку или комбайн, тогда сутками обмолачивали зерно. В основном сеяли рожь. Я на лошади волокушей оттаскивал от комбайна солому, другие складывали ее в скирды. Солому использовали в основном для покрытия построек. Все выращенное сдавали государству, на заработанные трудодни давали граммы самого плохого качества зерна. Работали много в колхозе и дома. Огород у колхозников был 0,5 га. На огороде выращивали все, всего хватало, сдавали налоги государству. Хотя и работы было много, но и на веселье тоже находилось время. Радио в нашем хуторе не было, электричества тоже. Вечерами бегали на станци. Коренево послушать радио, оттуда возвращались, когда совсем стемнеет.
Наступил долгожданный день Победы. Было весело и грустно. Многие, как и мой отец не вернулись с войны. Отец мой погиб под г. Орел в 1943 году. Некотырые пришли изувеченные, у кого руки нет, у кого-ноги.
На Родине я не живу с 1950 года, но все и всех хорошо помню. Часто бывал во время отпусков на своем хуторе. Вместо 40 домов, которые были раньше, осталось домов 15. Встречался с товарищами. Ходили по местам, где сейчас еще заметны окопы и траншеи. В 1998 году ездил на Родину. С товарищами на лодке переплыли реку Сейм и забрались на самое высокое место горы, где стояли немцы. Оттуда даже простым глазом видны станция Коренево, наш хутор и другие большие села:Пушкарное, Благодатное. Посидели с товарищами, вспоминали, спустились в деревню, поговорили с хозяевами, где оставили лодку. Нынешнее поколение той войны не видело, стариков встретить не удалось, а с кем разговаривали-не верят, что мы были здесь и помнили войну, говорили, что для этого мы молодо выглядим.
В школе на родине удалось закончить 4 класа. Служил в Армии в г. Кронштадте, закончил там 8 классов вечерней школы.
Но жизненную школу я прошел большую.
Я еще не упомянул, что Орловско-Курская дуга-это то место, о котором я рассказал выше. А станция Лукашовка недалеко от хутора Дубрава-это то место, где было большое танковое сражение".
Это только небольшой эпизод из воспоминаний о Великой Отечественной Войне.
Специалист по кадрам 163 ПЧ ФГКУ
"46 ОФПС по Свердловской области" Н.А.Минеева
- 10 апреля 2015
- Скажем пожарам нет!
Скажем пожарам нет!
- 10 апреля 2015
- Пожары в жилом секторе – это всегда трагедия.
Пожары в жилом секторе – это всегда трагедия.
- 26 марта 2015
- Это необходимо знать!
Это необходимо знать!
Добавить комментарий